Как выбрать колодки для дисковых тормозов мотоцикла.
Тормозные колодки (ах, подлые!) имеют привычку изнашиваться. И когда
приходишь в магазины мотозапчастей за заменой, то обнаруживаешь, что выбор -
ого-го! А ценой они разные. И что прикажете делать?
ДОВЕРЬТЕСЬ ПРОВЕРЕННОМУ
Нет смысла гоняться за "оригинальными". Как
правило, колодки изготавливают считанные специализированные "тормозные" фирмы,
но в торговлю они поступают с разными этикетками. То, что многие называют
"оригиналом", всего лишь упаковано в коробочку с логотипом производителя
мотоцикла, который и задирает цену -"за лейбл". Если колодки меняете в сервисе,
то расслабьтесь и примите выбор здешних специалистов - они предложат продукцию
одного-двух, зато проверенных изготовителей. Из наиболее популярных, как
правило, называют (в порядке "убывания" по рейтингу): Nissin, Ferodo, Vesrah,
Good-ridge (для супермотардов и кроссовых мотоциклов), Lucas и Tokico,правда,
последние в Россию завозят редко.
Мы обошли несколько магазинов, расспрашивали продавцов о свойствах
предлагаемого ими товара. Наиболее полную информацию нам предоставили о Ferodo и
Nissin, кое-что мы узнали про Lucas и Vesrah. Об остальных - почти ничего.
Часто к одному и тому же суппорту подходят колодки, в "именах" которых
отличие лишь в буквенном обозначении, а случается и вовсе только цветом краски
на металлической основе. В чем их разница по существу, можно узнать из каталогов
производителей (они в магазинах, как правило, есть). Обычно эта информация носит
рекламный характер. Пропустите мимо сознания восторженные фразы о выдающихся
качествах товара и попытайтесь добраться до сути. Что мы и постарались
сделать.
Прежде всего, колодки следует разделить на типы: универсальные, для
бездорожья и спортивные. Сразу оговоримся: каждый тип хорош, но по-своему.
Вместе с тем, при высоких показателях одного свойства обычно ухудшается другое.
Покупайте те колодки, характеристики которых подходят именно вашему мотоциклу и
вашей манере езды.
Тормозные колодки Ferodo
(в данном случае для Kawasaki KX5001989-95 г.в.) по цвету все хороши. Приобретая
их, смотри обозначение на металлическом основании: А - универсальные Р; Б - DRC
393 (группы DX) для пустыни; В - для мокрого бездорожья SG.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
Каждая из фирм выпускает простейшие колодки,
предназначенные, в первую очередь, для скутеров и мотоциклов с двигателями
малого рабочего объема. Их можно установить и в суппорт заднего колеса
современных аппаратов с рабочим объемом до 600 см3. Мотоцикл с ними не
остановится "как вкопанный". Иногда оно и к лучшему - начинающий водитель не
заблокирует колеса, а значит, не вылетит из седла, избежит аварии. Достоинства
таких деталей: они долговечны, "бережно
относятся" к тормозному диску,
недороги. К этому типу относятся детали с обозначением S (Ferodo) и SS
(Nissin).
Следующая группа может справедливо называться суперуниверсальными - они
пригодны для большинства мотоциклов,
эксплуатируемых в самых разных условиях.
Тормозят они лучше колодок предыдущей группы, но изнашиваются быстрее.
Обозначаются так: Р (Ferodo) и NS (Nissin). Представлен в этой группе и товар
фирмы Vesrah.
Быстрее всего остановят мотоцикл самые дорогие из универсальных - с
обозначением ST (Ferodo и Nissin) и Sintered metal (Vesrah). Всем они хороши, да
только непомерно быстро "съедают" диски (а если
диски чугунные, то вовсе не
могут "работать"). С этим недостатком придется смириться байкерам,
предпочитающим спортивный стиль езды, а также владельцам тяжелых туреров вроде
Honda Gold Wing -именно на них рассчитаны отличные тормозные свойства этих
колодок. А при езде в дождь им вовсе нет равных, кроме разве что SG (Ferodo), о
которых чуть позже.
На мотоциклы Yamaha
от TZR125RS до FDR1300 можно установить колодки разных типов. Например, фирма
Nissin предлагает для 125-ки и для 1,3 литра NS (синие), ST (желтые) или RS
(красные). На ST с обратной стороны пластины наносится серое керамическое
покрытие. Оно защищает от тепла разогретых колодок суппорт и, следовательно,
тормозную жидкость. Колодки Ferodo (изображенные справа) подходят для многих
итальянских скутеров середины 90-х.
В диаграмме фирмы
Nissin найдите на горизонтальной оси рабочий объем мотоцикла. Затем, учитывая
назначение мотоцикла, "отправляйтесь" по вертикальной оси либо вверх - если
ездите по асфальтированным дорогам, либо вниз, если ваша стихия - бездорожье.
При исследовании графика вы встретите один или несколько овалов, которые
очерчивают зону применяемости того или иного типа колодок. Вблизи от
горизонтальной оси расположены зоны более или менее универсальных деталей,
сверху и снизу - узкоспециальные.
ДЛЯ ВНЕДОРОЖНИКОВ
В этой группе существует разделение, связанное с
особенностями бездорожья, ведь одни носятся по пустыне или пляжу, других хлебом
не корми - дай залезть в болото.
При форсировании рек (и вообще в сырую погоду) лучше других себя покажут
колодки с обозначением SG (Ferodo) и ST-MX (Nissin). Их и придумали специально
для "работы" с мокрым тормозным диском. Но не теряют качеств и в сухую погоду.
За эту универсальность приходится дорого платить - и в прямом смысле, и в
переносном - быстро изнашиваются тормозные диски. Чугунные диски в паре с ними
устанавливать не рекомендуют.
При катании в пустыне тормозам приходится не сладко: песок так и норовит
внедриться в мягкий фрикционный состав накладки и "съесть" диск, а высокая
температура воздуха помогает "вскипятить" тормозную жидкость. Специально для
этих условий разработаны колодки с обозначением DX (Ferodo) и GS (Nissin). Они
хорошо противостоят агрессии абразивных частиц песка и служат теплоизолятором.
Впрочем, свойство теплового протектора -палка о двух концах: тепло, выделяющееся
при торможении, не доходит до тормозного суппорта, а значит, не нагревает
тормозную жидкость. Это хорошо, но лишь постольку, поскольку меньше шансов, что
она закипит. А плохо то, что при частом и интенсивном торможении перегревается
диск - его может покоробить, и при торможении вы ощутите на рычаге или педали
мелкую дрожь. Выручает то, что при езде по песку тормозить нужно гораздо реже, и
удачно подобранные диски в паре с этими колодками работают намного дольше. И
еще: фирма Ferodo предупреждает, что после "купания" эффективность торможения
ощутимо снижается.
Несмотря на желтый
цвет, эти колодки фирмы Nissin относятся к группе ST-MX. Их устанавливают на
десятки мотоциклов типа эндуро с рабочим объемом от 50 до 650 см3.
ДЛЯ СПОРТА
Из мира спорта к байкерам пришли детали с обозначением
СР911 (Ferodo) и RS (Nissin). Они обеспечивают великолепное замедление но при
одном условии диск и колодки должны быть разогреты. Это возможно только во время
соревновании когда энергичные разгоны чередуются с интенсивны ми торможениями.
При обычной езде как не усердствуй поддерживать высокую температуру этих деталей
не удастся. В холод ном же виде эти колодки настолько "никакие" что изготовители
запрещают использовать их на дорогах общего пользования. Спортсменам напомним, в
паре с СР911 и RS способны "работать" только специальные диски которые не
коробятся и не теряют прочность при высоких температурах. Но будьте готовы к
тому что эти колодки и сами быстро износятся и беспощадно "расправятся" с
диском. И еще Одно из качеств по которым оценивают тормозные колодки - уровень
шума при торможении. Так вот именно эти колодки шумят громче всех. Цена
"рейсинговых" комплектов ощутимо выше других.
Комплект колодок Nissin типа ST для двухдискового переднего
тормоза Suzuki RMX250.
На этих деталях, применяемых в частности на Honda CBR1000FK и
прочих, для изоляции суппорта от тепла разогретых при торможении колодок под
металлическим кожухом находится довольно толстая
пластина из композитного
материала. У разобранной правой детали: 1-крышка; 2- колодка; 3 -
термоизолирующая пластина.
И еще одна особенность способная смутить байкера. Если у вашего мотоцикла
спереди два диска будьте готовы к тому что вам могут продать соответственно два
комплекта колодок с отличающимися деталями и номерами (чаще всего для мотоциклов
Suzuki и Kawasaki). He удивляйтесь колодки в наборах зеркально симметричны друг
другу (под правый и левый диски).
Рекомендовать какой-либо определенный тип колодок для любых условий нельзя
каждые хороши только в тех условиях для которых созданы. Те, что отлично
тормозят, быстро "съедают" диск, да и сами быстро изнашиваются. А у долговечных
и сберегающих диск может не хватить силенок, чтобы остановить тяжелый мотоцикл.
Предназначенные для пустыни не справятся со своими обязанностями под дождем, а
созданные для "болотных" покатушек среди барханов тормозить будут хуже и
"сожрут" диск впившимся в них песком.
Борис ДАХНОВСКИЙ
|